Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Главная » 2012 » Февраль » 29 » История накидок. Ч. 1.
20:25 История накидок. Ч. 1. |
С древнейших времен и до ХІХ века
Если попробовать описать этот предмет одежды – боюсь, сведения мы получим самые противоречивые, а подчас и прямо противоположные. Эта вещь – самая женственная в современном гардеробе и необычайно мужественная на протяжении столетий. Самая легкомысленная и фривольная по крою – самая строгая и официальная по назначению. Самая модная в последнем сезоне – и самая древняя в истории человечества. Это все – накидка.
История накидки – это, собственно, наша с вами история, homo sapiens’ов... Название этого предмета отражает его суть: самый простой способ согреться – накинуть на себя что-нибудь теплое и тепло же сохраняющее. Непродуваемое. И желательно – непромокаемое. И, конечно же, красивое? А почему бы и нет ;)
…Сначала накидка была просто куском меховой шкуры дикого зверя, позже ее стали делать из плотной ткани. Но когда первые потребности удовлетворены, душа просит красоты и изящества – и вот уже накидка меняет форму, материал, украшается всевозможными способами, какие только в состоянии придумать человеческий разум. Чтоб приятно было и самому носить, и перед людьми похвастаться. Но не будем забегать вперед: даже самые древние и мрачные времена не обошлись без прекрасных накидок, на которые стоит взглянуть хотя бы одним глазком.
Пожалуй, наиболее знаменитая накидка – пелерина из Молда (бронзовый век, ІІ тысячелетие до н. э.) – представляет собой ювелирное изделие из листового золота. Обнаружена она была в г. Молд, в северном Уэльсе, в 1833 году в могильном кургане на пустыре под названием Bryn yr Ellyllon, «холм сказочных существ». Вместе с пелериной были найдены остатки грубой ткани и 16 фрагментов листовой бронзы, которые, по-видимому, представляли собой основание пелерины: местами золотые листы были прикреплены к бронзе заклёпками. Ширина пелерины составляет 458 мм. Предполагают, что хозяйкой пелерины с большой вероятностью была женщина – жрица древнего культа, а сама пелерина являлась частью церемониального облачения. В настоящее время эта реликвия частично восстановлена и хранится в Британском музее.
Древних греков мы привыкли представлять в туниках и пеплосах – а то и вовсе без одежды, благо, мягкий климат и открытые нравы этому способствовали. Между тем даже в древние времена на Балканах не всегда было настолько тепло, чтобы круглый год щеголять в тонкой хламиде. Что защитит от холода? Конечно же, накидка. Греческая накидка называлась гиматион. Носили ее и мужчины, и женщины. Женский вариант нам понятнее и ближе – тонкую длинную ткань набрасывали на плечи и даже покрывали голову, образуя капюшон. Такая накидка закрывала почти всю фигуру. А вот мужчины предпочитали практичности красоту – они эдак художественно перебрасывали гиматион через левое плечо и придерживали спереди рукой, правое же плечо оставалось свободным. Более того, в углах накидки подвешивали небольшие гирьки, чтобы данная деталь туалета (и ее владелец, разумеется) выглядели достойно – и присутствуя на представлении в театре, и заседая среди равных в ареопаге, а хоть бы и торгуясь на приморском рынке за свежую кефаль… Но один-единственный гиматион – это же скучно, не так ли? Никакого полета фантазии, и самое страшное – у соседки такой же… Допустить этого никак нельзя! И греки, как могли, разнообразили свой костюм – складками, расшитыми каймой краями, выбором ткани, а то и кроем или цветом. Например, если покрасить гиматион в пурпурный, получится фарос. Но пурпурная краска дорогая – что делать? Можно накидку не красить, а обрезать – тогда получим хламис, короткий вариант гиматиона. Его носили прежде всего юноши, всадники, солдаты и путешественники. А также их покровитель – бог Гермес.
Римляне от греков не так чтобы сильно отстали, поверх тоги они надевали лацерну – накидку с капюшоном, предохраняющую от дождя. А полководцы и прочая знать – пурпурный плащ полудаментум. А зимой пенулу – округлую или эллипсовидную накидку без рукавов из грубой овечьей шерсти или кожи. Спереди разреза не было, имелось только отверстие для головы и, обычно, капюшон. А если уж совсем холодало, на плечи ложился диплакс – сложенный вдвое гиматион-полудаментум.
Средеземноморский тип накидки (который фактически представлял собой большой отрез ткани) вернулся в повседневную жизнь в ХІХ веке вместе с ампиром и модой на античность — надо же было как-то сохранять от холода хрупкие женские плечики... В те времена накидка, как и полагалось, закрывала почти всю фигуру. Но ничто не вечно в этом мире — особенно если неудобно таскать в руках 3-4 и больше метров ткани... И с течением времени накидка превратилась в привычную для прохладной поры деталь современного гардероба – шелковую или кружевную шаль.
Но если римляне и греки даже зимой могли обойтись относительно легкой накидкой, то в Европе этого было недостаточно. Древние германцы накидки делают из шерсти и кожи – им ни холод, ни снег или дождь не помеха. Такая одежда называется кукулус и представляет собой удлиненный наплечный капюшон. Он закрывает голову и плечи, оставляя телу возможность свободно двигаться. А остроконечная форма не дает снегу падать за шиворот и предохраняет горло от ветра. (фото кукулуса – отсюда: http://celticreconstruction.blogspot.com/2011/09/2.html) Если же нужно было закрыть все тело, надевали клок – длинный плащ. Или глоке (колокол) – круглую накидку с отверстием для головы. Глоке, кстати, до сих пор сохранилась как вариант спортивной одежды – так называют накидку из неваляного сукна.
Средние века подарили нам несколько видов интересных и привлекательных накидок. Прежде всего изменился крой. Если в античные времена накидка представляла собой длинный кусок ткани, заматываемый вокруг фигуры, позже – укороченный плащ, скрепленный на плечах, то теперь в основе кроя накидки – прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы. Накидка становится не широкой, а длинной – до колен, а то и до щиколоток. И даже сшивается по бокам. Почти платье)) Но все-таки она остается накидкой – верхней одеждой, сохраняющей от холода. Средневековая накидка становится модной и красивой частью повседневного и праздничного туалета. Накидки шьются из дорогих привозных тканей, украшаются богатой отделкой мехом, полудрагоценными и драгоценными камнями, смальтой и шитьем. Мы знаем несколько основных разновидностей такой накидки.
Сюрко (фр. surcot, нем. Uberrock) – женская верхняя одежда позднего средневековья (XII-XIV века), похожа на элегантный жакет. Сюрко носили женщины высшего света. Делался он из дорогих материалов, часто из меха или на меховой подкладке, без рукавов, с глубокими овальными проймами ниже пояса, через которые видна нижняя одежда. Часто перетягивался узорчатым поясом, причем иногда пояс пропускался под задней частью накидки – таким образом спинка оставалась свободной, а спереди пояс стягивал ткань в мягкие складки, подчеркивая хрупкость и прелесть женской фигуры. Накидка-сюрко просуществовала несколько веков, а затем к ней пришили рукава — и получили верхнее платье-роб (еще на несколько веков). Позже, укоротив верхнее платье, получили жакет. Современные же дизайнеры, кажется, не против вернуться в Средние века: уж очень привлекательным оказался образ, который создают мягкая линия плеча, небрежные складки и приталенный силуэт... А также весьма практичным по ветреной погоде – затянутый пояс не только подчеркнет талию, но и сохранит тепло.
Опелянд (фр. houppelande) – длинная, широкая верхняя накидка. От сюрко опелянд отличался прежде всего большой шириной – широкое одеяние собиралось на плечах в мягкие складки, внизу боковые швы соединялись, образуя рукава. Сначала это была мужская, а затем и женская церемониальная одежда, типичная для французско-бургундской моды XIV века. В Германии этот вид одежды получил название тапперт. Будучи придворным туалетом, он оторачивался мехом, снабжался шлейфом и зачастую имел по краям модные разрезы. Позднее начали носить короткий тапперт с герольдическим гербом хозяина В народной одежде тапперт сохранился до начала XV века.
Гойке – клетевая накидка без рукавов, распространенная с начала XIV века во Франции, Италии, Фландрии сначала в мужской моде, а позднее и в женской. Мужчины носили ее на плечах, женщины позднее на голове. Иногда женская гойке сажалась в верхней части на проволочный каркас, и таким образом на голове возникало нечто вроде гнезда. же она заканчивалась на голове округлой шапочкой. Этим же словом называлась не только накидка-гойке, но и шапочка – обструганный круглый остроконечный кусок дерева, на который крепилась накидка. Шапочка-гойке часто украшалась шерстяным помпоном. В некоторых народных костюмах накидка-гойке удержалась вплоть до XVIII века.
В эпоху Ренессанса костюм значительно усложняется, его крой становится более разнообразным, и как следствие, социально дифференцированным. А накидка начинает передавать род занятий своего хозяина. Например, ганзейскому торговому люду очень кстати пришелся короткий испанский плащ – настолько, что образ прочно вошел в культуру под именем «нюрнбергский купец». И сегодня сложно не узнать ренессансного купца в коротком, подбитом мехом плаще, с меховым же стоячим воротником, лихой цилиндровидной шапке и коротких штанах – на полотнах художников, изображающих бытовую жизнь, обязательно отыщется такой персонаж.
Или другой городской сюжет – площадь, подмостки, бродячие комедианты, натянутая веревка, жонглер, канатоходец… Последний скорее всего в накидке – распущенной или закинутой на одно плечо. Эти накидки-балаганки, конечно же, не для тепла – для красоты, для привлечения внимания публики, поэтому они яркие и сделаны из легкого драпирующегося материала.
Священнический богослужебный костюм тоже не обошелся без накидки. Тут она символизирует багряницу, в которую одели Христа на суде у Понтия Пилата. У католиков это казула или орнат – кусок ткани с прорезью для головы, который одевался поверх другого облачения.
У православного священника накидка именуется фелонь и выглядит иначе: с XVI века их стали делать из тяжёлой жесткой парчи, так чтобы верх возвышался конусом над плечами. Сегодня для фелони могут использовать и более мягкие ткани – тогда верхнюю часть накидки укрепляют дополнительной тканью, чтобы сохранить нужную форму.
Военные всегда оказывали значительное влияние не только на историю государств, но и на историю костюма. Сегодня мы знаем казакин как короткий приталенный кафтан с галунами и нашивками. Однако мало кто помнит, что его прообразом была не только одежда казаков, но и накидки, которые носили военные. Эти накидки выполняли прежде всего утилитарную функцию – они предохраняли доспехи от лишней сырости, а кроме того, на них имелись нашивки, указывающие род войск и чин владельца. Идеалом мужчины не всегда был брутальный мачо, принципиально отвергающий всякие излишества – в конце концов, мужчины тоже люди, им тоже хочется нравиться, шиковать и производить впечатление. Причем не только мобильниками или пистолетами – закинутый на одно плечо плащ прекрасно подходит для этой цели! Особенно этот вид одежды полюбили мушкетеры, лейб-гвардейцы и кавалерия – ну а где вы еще найдете столь страстных и вдохновенных воинов, поэтов и любовников? Отличительным знаком мушкетёров была короткая лазоревая накидка, с прорезями для рук, с серебряными галунами и нашитыми спереди, сзади и на боковых лопастях белыми крестами. И только много позже она трансформировалась в приталенный жакет-казакин.
Прообразом упомянутой выше накидки «нюрнбергский купец» был короткий испанский плащ – боэмио, или мантлик. В нем испанцы отвоевывали свои земли у арабов во времена Реконкисты, в нем шли покорять неизведанные просторы Нового Света… Он и сегодня сохранился в традиционном испанском костюме. А мы наверняка помним его в завораживающем танце матадора перед быком – в руках у тореро не просто кусок алой ткани, а именно короткий плащ-боэмио :) В отличие от мужской испанской накидки, которая гордо шествовала по Старому и Новому Свету, женская испанская накидка-мантилья осталась верна своим владелицам. Первоначально это был кусок шелка, который крепился к высокому головному убору. Однако испанки пошли дальше – вместо шелка они взяли тончайшей работы кружевное полотно, и не просто цепляли его к гребню-пейнете, но закрывали плечи и грудь. И скромно, и соблазнительно… О да, испанки знали толк в соблазнах! Позже, в ХХ веке, когда пейнеты практически вышли из моды, испанки от накидок не отказались – такую красоту грех прятать в бабушкином сундуке. Да и зачем? Ведь красота мантильи – так же, как и красота испанских женщин – вне времени.
С каждым веком время текло все быстрее и быстрее. В древние времена могло пройти несколько столетий, практически не оставив следа ни в сознании людей, ни в их костюме. Но чем дальше, тем быстрее меняется жизнь и властно требует не только нового мировоззрения, но и нового платья. Удобного? Разумеется, но не только. Стремление к красоте – вот что в первую очередь отличает человека от дикого зверя, а отнюдь не умение пользоваться вилкой и шпагой. ХІХ век открывает новые территории не в дальних странах, а в душах, властно перемешивая далекое и близкое, экзотическое и обыденное. Не случайно именно этот век подарил нам огромное количество разновидностей накидок – пожалуй, даже больше, чем все предыдущие столетия.
Но об этом – в следующей статье… ))
|
Категория: Статьи |
Просмотров: 5821 |
Добавил: olga-gera
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|