Ольга Гера
Приветствую Вас, Гость . RSS
23.08.2017, 05:20

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Корзина

Ваша корзина пуста
Главная » 2012 » Март » 2 » История накидок. Ч. 2.
14:31
История накидок. Ч. 2.
Накидки ХIХ века








Ах этот ХІХ век!.. Полупрозрачный тюль, нежнейший батист, загадочный муар… И кружева, и рюши, и драпировки… И меняющийся силуэт дамских нарядов – высокая грудь, узкая талия, там бальная туфелька из-под юбки, а там – веер, привезенный из далекого Китая или черепаховый гребень, доставленный из Африки через Атлантику. Бал, бал…
Ну а начинался бальный сезон в середине осени. И к прекрасному туалету обязательно добавлялась одна крайне необходимая по осенней сырости деталь – верхняя одежда. И разумеется, это не просто привычное нам черное или коричневое пальто на все случаи жизни, ведь бал – случай исключительный, это праздник, а праздник никто не желает испортить затрапезным видом.
Накидка для такого случая – вещь незаменимая. Она и от холода укроет, и при этом не превратит барышню в пыльный мешок – наоборот, подчеркнет и красоту платья, и изящество фигуры.

Впрочем, кто сказал, что накидка приемлема лишь для бала? Костюм ХІХ века со множеством пышных нижних юбок надежно предохранял от холода нижнюю часть тела даже зимой, а вот о верхней этого не скажешь: корсет да блузка, порой с весьма обширным декольте – и что толку прикрывать плечи и грудь нежнейшей шелковой или батистовой косынкой, от холода она не спасет. Поэтому накидка оказалась весьма актуальной деталью дамского туалета – и гостей принимать, и путешествовать в ней очень удобно. А уж флиртовать!
 
 Сорти-де-баль
Сорти-де-баль…Вечер, огни бального зала, кони и кареты, широкая лестница, зеркала и свечи, юная девушка, трепещущая от восторга и смущения в предвкушении своего первого вальса – ее плечики вздрагивают в волнении под нежнейшим вышитым шелком накидки. И опытная красавица, легко впорхнувшая в залу и эффектным жестом сбросившая кружевную накидку с дивных плеч – прямо на руки кавалеру. До конца вечера накидка ей больше не понадобится.
 Итак, прошу любить и жаловать – сорти-де-баль, или накидка для бала, а по-нашему – сартинка. Действительно предмет роскоши и удовольствия: сорти-де-баль нужна была лишь для того, чтобы дама могла дойти от кареты до вестибюля бального зала или фойе театра.
 
Сорти-де-бальсорти-де-баль
 
















Кто сегодня согласится надеть салоп? Он стал воплощением провинциальности и дурного вкуса. Однако было время, когда салоп был модной европейской новинкой, барышни и дамы в очередь выстраивались к модисткам и портнихам.
СалопПо всей вероятности, к началу ХIХ века в Европе сильно похолодало – иначе с чего бы женщины стали носить длинную, почти до пят, свободного кроя накидку, полностью скрывающую и фигуру, и платье? Вот уж действительно мешок… Впрочем, если этот мешок сделать из дорогого сукна или шелка, с широким бархатным воротником, обшить кружевом и лентами, сделать прорези для рук (или даже небольшие рукава) – скрепить разрезы лентами и их тоже украсить, разумеется… Можно даже чуть приталить и сильно расширить книзу – чтобы подчеркнуть изгибы фигуры. Поставить меховую подкладку – такую мягкую, такую нежную… Ни одна женщина не откажется от этой роскоши.Салоп

Несколько позже к салопу стали пришивать рукава – практически, он был предшественником пальто, но в отличие от последнего, боковые швы салопа ниже рукава не зашивали, а зашнуровывали, распуская шнуровку на нужный объём юбки.
Салоп современныйНазвание этой накидки образовано от английского слова slop, обозначающего свободное просторное платье, но мы давно забыли источник и воспринимаем салоп как название исконно русской одежды.
В Европе салоп быстро сменился другими типами накидки, а в России задержался практически до конца ХIХ века – и неудивительно, ведь зима здесь гораздо холоднее европейской. Однако 100 лет салопа – даже для приверженцев традиции оказалось многовато, и в высшем свете его надолго заклеймили как образчик редкостной безвкусицы. Реабилитировали же эту накидку лишь в ХХI веке: оказывается, городская мода никак не может обойтись без столь простой и универсальной вещи.

 
Жозеф Тальма в роли НеронаХІХ век не скупился на яркие события и не менее ярких личностей, вошедших в историю не только своим талантом, но и любимыми вещами.
Например, Франсуа-Жозеф Тальма, знаменитыйТальма французский актер эпохи якобинской революции и наполеоновских войн, стал создателем и нового стиля актерской игры – и нового модного туалета. Тальма первым ввел на сцену исторический костюм (до того актеры играли в тех же нарядах, что были в моде в их время). Актер часто играл тиранов и монархов, и его амплуа требовало широких трагических жестов – а что может сильнее выразить чувства, чем смятый в руке текучий шелк?
Мужчины практически сразу же подхватили новую моду – уж очень удобной оказалась накидка-тальма, закрывающая плечи и грудь, но не стесняющая порывистых движений и не мешающая выхватить пистолет. Позже к ним присоединились и дамы – но стали делать эти накидки из кружев.
А имя актера стало нарицательным, превратившись в название одежды.

 
БурнусЕще одну разновидность накидки подарили нам французы, точнее – Алжир и Тунис, которые долгое время были французскими колониями. Франция набирала из местных жителей Иностранный легион – и вместе с алжирцами и тунисцами в Европу приникала восточная культура и элементы восточного костюма. Так здесь появился и бурнус.
БурнусИзначально бурнус – нешитая одежда, подобно римской тоге. Позднее шитая, с длинными рукавами и капюшоном. Эти накидки Европа увидела еще во времена Крестовых походов, но в моду они вошли лишь в ХIХ веке – вместе с эпохой романтизма, страстью ко всему этническому и экзотическому. Отличительной чертой европейского бурнуса стали две детали – во-первых, тут обязательной деталью была отделка в виде нашитой по подолу длинной бахромы, а во-вторых, накидка имела декоративный капюшон с острым уголком, который украшался шелковой кистью. Полы бурнуса откидывались и крепились к плечам. В эпоху бидермейер бурнус стал образцом для мужского модного плаща, но особенно эта накидка полюбилась женщинам, и более всего француженкам – еще бы, и согревает, и позволяет практически полностью продемонстрировать прекрасный туалет!

 
РотондаУ итальянок был другой взгляд на то, что женщина должна показывать, а что скрывать. Чем больше тайны – тем больше соблазна. Широкая длинная, до щиколоток, накидка со стоячим воротником – что лучше может укрыть женские секреты от недобрых глаз?..
Накидка-ротонда была названа по типу архитектурного сооружения – такого же круглого, как и силуэт длинной накидки, и такого же романтичного, словно самим творцом придуманного для нежных встреч.
Часто ротонды делали двойными, верхняя, конечно же, короче – примерно до талии или середины бедер. А со временем от длинного варианта отказались, а верхняя часть стала делаться все короче и короче – чуть ли не до размеров пелерины. Но главный признак такой накидки сохранился – на фигуре она напоминает круглую башню, по имени которой и названа, а линия подола параллельна земле.

МантоПри слове "манто" сегодня мы представляем нежнейшей выделки меховую шкурку, широкий шарфик, если можно так сказать, небрежно обернутый вокруг шеи и свободно ниспадающий, желательно ниже пояса... Однако дамы ХІХ века, боюсь, нас бы не поняли. Манто той поры – скорее косынка, но о-о-очень больших размеров, и зачастую  отделанная рюшами, кружевом, лентами еtс. Ну и конечно, голову этим "платочком" не покрывали – для головы предусмотрены шляпки и капоры, а использовали именно как накидку: манто закрывало плечи, руки и часть фигуры почти до бедер. Вместе с широченной юбкой манто образовывало плавный мягкий силуэт – не авантюристка, но хранительница домашнего очага, ежевечернего чая, булочек с ванильным кремом и начищенного до блеска столового серебра...



 
Накидки длинные, накидки не очень длинные… А если совсем короткие? Да так, что трудно сказать, что это – то ли очень короткая накидка, то ли слишком широкий воротник… Речь пойдет о пелерине – среди всяческих накидок, у нее, пожалуй, самая долгая история и наибольшее количество вариантов.
Конечно, пелерина – отнюдь не для защиты от холода или пыли, а просто потому, что красиво. И очень, очень соблазнительно… Настолько, что даже мужчины ввели ее в свой гардероб – ну а кто сказал, что лишь женщина может быть сексуальной?
Первоначально накидки-пелерины без рукавов носили паломники (собственно, от них и пошло название: из франц. pelerin – странник, соотв. из латинского peregrinus – чужестранец).

Второе рождение пелерина получает в эпоху бидермейер, демонстрируя все новые и новые вариации модных форм. У мужчин она является элегантным дополнением к рединготу, у женщин – принадлежностью выходного туалета. Дамы экспериментируют с воротником, длинной, отделкой, кроем… Пелерины варьируются от очень коротких до длинных, отделываются мехом, кружевами, вышивкой, сочетаются со шляпками различных фасонов, а те в свою очередь украшаются перьями, лентами и даже живыми цветами…

 
















Пелерина оказалась настолько удобной, что стала частью других разновидностей верхней одежды – например, плащей и пальто.
Так, мантия – разновидность плаща – очень часто имеет широкий воротник-пелерину, отделанный драгоценным мехом горностая или соболя.
А в первой половине ХІХ века популярностью пользовался гавелок – плащ без рукавов с пелериной, названный по имени английского генерала Генри Гавелока. Мужской гавелок имел тот же фасон, что и женский, но длина его была короче. Зачастую гавелок делался на атласной подкладке. Также мог иметь меховой воротник.

Одной, двумя, а то и тремя пелеринами часто разнообразили крой различных сюртуков, плащей и пальто: модный силуэт требовал подчеркнуть линию плеча – и сделать ее мягкой, текучей, романтической… Пелерина прекрасно справлялась с этой задачей и в XIX веке, и в ХХ, когда наравне со шлицами, ремнями и двубортными застежками стала неотъемлемой деталью военного кроя и стиля милитари (иногда укорачиваясь до совсем крохотной накладки на одном плече).





































А французские офицеры и сегодня носят пелерины с капюшонами – очень, очень романтично!





Категория: Статьи | Просмотров: 2862 | Добавил: olga-gera | Рейтинг: 0.0/0